Ocean Three раскрывает планы: Новый альянс глобальных контейнеро-перевозчиков претендует на 20% рынка контейнерных перевозок между Азией и Европой

5 Янв

Третий по величине перевозчик контейнеров – французская группа СМА CGM – объявила осенью о подписании трехстороннего соглашения с CSCL (China Shipping Container Lines) и UASC (United Arab Shipping Company). К такому решению компания пришла после неудавшейся попытки создать альянс с Maersk и MSC, на который наложило вето Министерство коммерции Китая. Таким образом, консолидация в контейнерном судоходстве в 2014 году перешла на новый уровень. К настоящему моменту 16 крупнейших контейнерных линий мира объединены в четыре главных альянса.

Группа, уже получившая название Ocean Three, планирует открыть че­тыре еженедельных сервиса на трейдах Азия – Европа и четыре – на на­правлениях Азия – Средиземноморье. Кроме того, появится пять новых транс­тихоокеанских маршрутов и один – Азия – Восточное побережье США че­рез Суэцкий канал. Еще один сервис имеет целью Мексиканский залив, со­общает Containerisation International.

Дополнительные сервисы на на­правлении Восток – Запад будут об­служиваться с помощью договоров об обмене слотами и слот-чартерных договоров вместе с различными про­чими партнерами, говорят предста­вители вошедших в альянс компаний. Дополнительные соглашения, имею­щие отношение к трансатлантическим трейдам, «все еще обсуждаются, о них будет объявлено в свое время», добав­ляют менеджеры троицы.

Общий флот трех линий, который они намерены поначалу эксплуатиро­вать на совместных сервисах, составит 129 контейнерных судов. Имея в виду, что целью альянса является увеличение рыночной доли в контейнерных пере­возках, ничто не помешает трем лини­ям нарастить тоннаж и количество контейнеровозов в будущем.

С того момента, как в середине июня стараниями китайского Министерства коммерции, выступившего на защиту здоровой конкуренции, готовящийся альянс гигантов РЗ Network (Maersk Line, MSC и СМА CGM) приказал долго жить, были разные гипотезы и прогно­зы вокруг того, что произойдет даль­ше. Лидеры отрасли – Maersk и MSC -в конце концов объединились в VST 2М. Начало реализации этого соглашения намечено на начало 2015 года – как только будет получено разрешение аме­риканской Federal Maritime Commission.

Это поставило СМА CGM перед необходимостью срочно найти альтер­нативное соглашение с другими парт­нерами. Отнюдь не из страха перед «одиночеством», но в попытке сокра­тить операционные затраты, исполь­зуя выгоды «есоnomy of scale». Выбор China Shipping, стоящей седьмым но­мером в табеле о рангах крупнейших контейнерных линий мира, и UASC, за­нимающей 12-ю позицию в этом списке и намеревающуюся кое-что изменить в списке десятки лучших, кажется есте­ственным в силу двух причин.

Во-первых, только эти два гиганта еще не были членами одного из новых супер-альянсов. В то же время все три компании, так или иначе, уже фактически сотрудничают в рамках различных совместных предприятий. Кроме того, UASC и China Shipping – среди заказ­чиков крупнейших в настоящий момент судов Tripple-E класса (18 000+ TEU), в их планах уже был совместный сер­вис на трейде Азия – Европа (как толь­ко эти суда будут сданы в эксплуата­цию). Крупнейшая из трех компания СМА CGM также заказала восемнадцатитысячники.

Что касается совместно эксплуати­руемого тоннажа в рамках нового альянса, UASC для этих целей готова пре­доставить и уже заказала шесть судов контейнеровместимостью 18 000 TEU каждое и 10 судов вместимостью по 14 000 TEU. Компания начнет получать заказанный тоннаж в январе 2015 года. CSCL получит шесть контейнеровозов, из которых три судна вместимостью 19 000 TEU (абсолютный рекорд для со­временного контейнерного судоходства) и три судна вместимостью 18 000 TEU) до конца 2015 года. СМА CGM попол­нит свой флот тремя судами вмести­мостью 17 700 TEU в 2015 году.

Итак, Ocean Three стал послед­ней деталью пазла. Весьма круп­ной деталью в общей картине кон­солидированного контейнерного судоходства. Непосредственные кон­куренты – гранд-альянс G6, CKYHA и запланированный 2М.

Перевозчики нового альянса наде­ются, что не столкнутся с барьерами, часто выставляемыми международны­ми контролирующими органами, забо­тящимися о соблюдении антимонополь­ного законодательства. Ряд соглашений VSA, соглашений об обмене слотами и слот-чартерных договоров, которые в сумме и формируют Océan Three, уже поданы на рассмотрение в американ­скую Fédéral Maritime Commission, которая в течение 45 дней должна изучить материалы, касающиеся сервисов, пред­полагающих судозаходы в порты США.

По оценкам представителей Océan Three, его доля в перевозках на направ­лении Азия – Европа не превысит 20%. Напомним, что если бы доля была выше 30% (порог, установленный Китаем и ЕС), антимонопольное законодательство автоматически заблокировало бы созда­ние альянса. Вице-председатель СМА CGM Родольф Сааде и директор UASC Йорн Хиндж подтвердили Lloyd’s List, что соглашение Ocean Three не требует одобрения в китайском Министерстве коммерции, чьей «жертвой» довелось стать альянсу РЗ – именно в силу того, что создание последнего означало слишком большую долю в перевозках на трейде Азия – Европа. В телефон­ном интервью вскоре после объявле­ния о создании альянса г-н Сааде рас­сказал, что партнерство трех линий не подразумевает никаких скрытых, «под­разумеваемых» договоренностей о со­трудничестве.

Что касается трансатлантических и транстихоокеанских перевозок, ожи­дается, что Ocean Three будет обладать 6% и 13% рынка соответственно.

Для сравнения стоит напомнить, что недавно анонсированный конку­рентный альянс 2М будет обладать 35-процентной долей перевозок на трейде Азия – Европа, 15% – на рынке транстихоокеанских перевозок, и 40% -трансатлантических.

Есть еще один фактор, которым существенно отличаются договорен­ности Ocean Three от договоренностей альянса 2М. Эти две крупнейшие ли­нии – Maersk Line и MSC – запрещают совместную деятельность партнеров с любым другим перевозчиком на трей-дах Восток – Запад. В отличие от них, СМА CGM, например, будет опериро­вать двумя сервисами, в партнерстве с Evergreen, к которым Ocean Three не имеет никакого отношения. Это сотруд­ничество будет реализовываться в до полнение к четырем сервисам Ocean Three на названном трейде (еще два сервиса будут совместными для China Shipping и UASC). «Хотя мы и рассма­триваем кооперацию с China Shipping и UASC как такую, которая отвечает на­шим потребностям, у нас по-прежнему остается возможность по необходимо­сти войти в партнерские отношения с другими линиями», – сказал г-н Сааде.

СМА CGM уже работает с China Shipping на трейде. соединяющем Азию и Карибы, а также на маршрутах меж­ду Океанией и Средним Востоком. Французская линия в прошлом также партнерствовала с UASC – на трейдах Азия – Европа и Азия – Средний Восток. “Мы полагаем, что сотрудничество меж­ду нами, China Shipping и UASC играет важную роль, поскольку дает нам воз­можность вести дела с двумя междуна­родными компаниями, хорошо извест­ными в контейнерной отрасли, с теми, с кем мы уже работали в прошлом», -подчеркнул вице-председатель.

Директор UASC г-н Хиндж сказал, что перевозчики надеются начать со­трудничество в декабре, потому что China Shipping и UASC в конце ноября ожидают поставки нового тоннажа (пер­вый из заказанных пяти контейнерных судов вместимостью 19 ООО TEU и кон­тейнеровоз вместимостью 14 ООО TEU из десяти заказанных соответственно). Он сообщил, что сеть перевозчиков не­обходимо будет адаптировать к экс­плуатации новых судов, и сделать это легче одновременно всем участникам альянса. В ответ на вопрос, верит ли он, что участники альянса смогут хо­рошо сработаться, г-н Хиндж напомнил, что в прошлом им это удавалось. Он объяснил, что «UASC и СМА CGM сотрудничали в обслуживании трех сервисов: одного – на трейде Азия -Средний Восток (Персидский залив), одного, связывающего Дальний Восток и Красное море, и одного – между Персидским заливом и Восточным Средиземноморьем». Г-н Хиндж счи­тает важным, что Ocean Three уже на­чал реализовывать планы по наращи­ванию контейнерного тоннажа.

Альянсы в прошлом зачастую раз­валивались, сказал Хиндж. потому что различные перевозчики не могли сой­тись во мнении о том, когда заказывать новый тоннаж. Из-за этого они теряли коммерческое преимущество: прочие линии развивали флот, не теряя вре­мени. «В будущем нам придется вновь делать заказы, но в настоящее время у нас уже есть контейнеровозы необхо­димой вместимости и типов двигате­лей, чтобы осуществлять операции на этих трейдах».

Разработка новой схемы работы линий в Атлантике еще не окончена. Она станет известна, вероятно, через пару недель. У СМА CGM уже есть сер­вис на направлении Северная Европа-Мексиканский залив. В этом плане ни­чего не изменится, но французская линия намерена объединить усилия с China Shipping и UASC на маршрутах, связывающих Европу с Восточным по­бережьем США.

В отличие от РЗ, новый альянс бу­дет осуществлять операции не из еди­ного центра: каждый из участников бу­дет управлять перевозками из Марселя, Дубая и Шанхая соответственно.

По материалам зарубежной печати Марк ШЕВЧЕНКО

Источник: Порты Украины. – 2014. – № 10. – С. 38 – 40.