Третий по величине перевозчик контейнеров – французская группа СМА CGM – объявила осенью о подписании трехстороннего соглашения с CSCL (China Shipping Container Lines) и UASC (United Arab Shipping Company). К такому решению компания пришла после неудавшейся попытки создать альянс с Maersk и MSC, на который наложило вето Министерство коммерции Китая. Таким образом, консолидация в контейнерном судоходстве в 2014 году перешла на новый уровень. К настоящему моменту 16 крупнейших контейнерных линий мира объединены в четыре главных альянса.
Группа, уже получившая название Ocean Three, планирует открыть четыре еженедельных сервиса на трейдах Азия – Европа и четыре – на направлениях Азия – Средиземноморье. Кроме того, появится пять новых транстихоокеанских маршрутов и один – Азия – Восточное побережье США через Суэцкий канал. Еще один сервис имеет целью Мексиканский залив, сообщает Containerisation International.
Дополнительные сервисы на направлении Восток – Запад будут обслуживаться с помощью договоров об обмене слотами и слот-чартерных договоров вместе с различными прочими партнерами, говорят представители вошедших в альянс компаний. Дополнительные соглашения, имеющие отношение к трансатлантическим трейдам, «все еще обсуждаются, о них будет объявлено в свое время», добавляют менеджеры троицы.
Общий флот трех линий, который они намерены поначалу эксплуатировать на совместных сервисах, составит 129 контейнерных судов. Имея в виду, что целью альянса является увеличение рыночной доли в контейнерных перевозках, ничто не помешает трем линиям нарастить тоннаж и количество контейнеровозов в будущем.
С того момента, как в середине июня стараниями китайского Министерства коммерции, выступившего на защиту здоровой конкуренции, готовящийся альянс гигантов РЗ Network (Maersk Line, MSC и СМА CGM) приказал долго жить, были разные гипотезы и прогнозы вокруг того, что произойдет дальше. Лидеры отрасли – Maersk и MSC -в конце концов объединились в VST 2М. Начало реализации этого соглашения намечено на начало 2015 года – как только будет получено разрешение американской Federal Maritime Commission.
Это поставило СМА CGM перед необходимостью срочно найти альтернативное соглашение с другими партнерами. Отнюдь не из страха перед «одиночеством», но в попытке сократить операционные затраты, используя выгоды «есоnomy of scale». Выбор China Shipping, стоящей седьмым номером в табеле о рангах крупнейших контейнерных линий мира, и UASC, занимающей 12-ю позицию в этом списке и намеревающуюся кое-что изменить в списке десятки лучших, кажется естественным в силу двух причин.
Во-первых, только эти два гиганта еще не были членами одного из новых супер-альянсов. В то же время все три компании, так или иначе, уже фактически сотрудничают в рамках различных совместных предприятий. Кроме того, UASC и China Shipping – среди заказчиков крупнейших в настоящий момент судов Tripple-E класса (18 000+ TEU), в их планах уже был совместный сервис на трейде Азия – Европа (как только эти суда будут сданы в эксплуатацию). Крупнейшая из трех компания СМА CGM также заказала восемнадцатитысячники.
Что касается совместно эксплуатируемого тоннажа в рамках нового альянса, UASC для этих целей готова предоставить и уже заказала шесть судов контейнеровместимостью 18 000 TEU каждое и 10 судов вместимостью по 14 000 TEU. Компания начнет получать заказанный тоннаж в январе 2015 года. CSCL получит шесть контейнеровозов, из которых три судна вместимостью 19 000 TEU (абсолютный рекорд для современного контейнерного судоходства) и три судна вместимостью 18 000 TEU) до конца 2015 года. СМА CGM пополнит свой флот тремя судами вместимостью 17 700 TEU в 2015 году.
Итак, Ocean Three стал последней деталью пазла. Весьма крупной деталью в общей картине консолидированного контейнерного судоходства. Непосредственные конкуренты – гранд-альянс G6, CKYHA и запланированный 2М.
Перевозчики нового альянса надеются, что не столкнутся с барьерами, часто выставляемыми международными контролирующими органами, заботящимися о соблюдении антимонопольного законодательства. Ряд соглашений VSA, соглашений об обмене слотами и слот-чартерных договоров, которые в сумме и формируют Océan Three, уже поданы на рассмотрение в американскую Fédéral Maritime Commission, которая в течение 45 дней должна изучить материалы, касающиеся сервисов, предполагающих судозаходы в порты США.
По оценкам представителей Océan Three, его доля в перевозках на направлении Азия – Европа не превысит 20%. Напомним, что если бы доля была выше 30% (порог, установленный Китаем и ЕС), антимонопольное законодательство автоматически заблокировало бы создание альянса. Вице-председатель СМА CGM Родольф Сааде и директор UASC Йорн Хиндж подтвердили Lloyd’s List, что соглашение Ocean Three не требует одобрения в китайском Министерстве коммерции, чьей «жертвой» довелось стать альянсу РЗ – именно в силу того, что создание последнего означало слишком большую долю в перевозках на трейде Азия – Европа. В телефонном интервью вскоре после объявления о создании альянса г-н Сааде рассказал, что партнерство трех линий не подразумевает никаких скрытых, «подразумеваемых» договоренностей о сотрудничестве.
Что касается трансатлантических и транстихоокеанских перевозок, ожидается, что Ocean Three будет обладать 6% и 13% рынка соответственно.
Для сравнения стоит напомнить, что недавно анонсированный конкурентный альянс 2М будет обладать 35-процентной долей перевозок на трейде Азия – Европа, 15% – на рынке транстихоокеанских перевозок, и 40% -трансатлантических.
Есть еще один фактор, которым существенно отличаются договоренности Ocean Three от договоренностей альянса 2М. Эти две крупнейшие линии – Maersk Line и MSC – запрещают совместную деятельность партнеров с любым другим перевозчиком на трей-дах Восток – Запад. В отличие от них, СМА CGM, например, будет оперировать двумя сервисами, в партнерстве с Evergreen, к которым Ocean Three не имеет никакого отношения. Это сотрудничество будет реализовываться в до полнение к четырем сервисам Ocean Three на названном трейде (еще два сервиса будут совместными для China Shipping и UASC). «Хотя мы и рассматриваем кооперацию с China Shipping и UASC как такую, которая отвечает нашим потребностям, у нас по-прежнему остается возможность по необходимости войти в партнерские отношения с другими линиями», – сказал г-н Сааде.
СМА CGM уже работает с China Shipping на трейде. соединяющем Азию и Карибы, а также на маршрутах между Океанией и Средним Востоком. Французская линия в прошлом также партнерствовала с UASC – на трейдах Азия – Европа и Азия – Средний Восток. “Мы полагаем, что сотрудничество между нами, China Shipping и UASC играет важную роль, поскольку дает нам возможность вести дела с двумя международными компаниями, хорошо известными в контейнерной отрасли, с теми, с кем мы уже работали в прошлом», -подчеркнул вице-председатель.
Директор UASC г-н Хиндж сказал, что перевозчики надеются начать сотрудничество в декабре, потому что China Shipping и UASC в конце ноября ожидают поставки нового тоннажа (первый из заказанных пяти контейнерных судов вместимостью 19 ООО TEU и контейнеровоз вместимостью 14 ООО TEU из десяти заказанных соответственно). Он сообщил, что сеть перевозчиков необходимо будет адаптировать к эксплуатации новых судов, и сделать это легче одновременно всем участникам альянса. В ответ на вопрос, верит ли он, что участники альянса смогут хорошо сработаться, г-н Хиндж напомнил, что в прошлом им это удавалось. Он объяснил, что «UASC и СМА CGM сотрудничали в обслуживании трех сервисов: одного – на трейде Азия -Средний Восток (Персидский залив), одного, связывающего Дальний Восток и Красное море, и одного – между Персидским заливом и Восточным Средиземноморьем». Г-н Хиндж считает важным, что Ocean Three уже начал реализовывать планы по наращиванию контейнерного тоннажа.
Альянсы в прошлом зачастую разваливались, сказал Хиндж. потому что различные перевозчики не могли сойтись во мнении о том, когда заказывать новый тоннаж. Из-за этого они теряли коммерческое преимущество: прочие линии развивали флот, не теряя времени. «В будущем нам придется вновь делать заказы, но в настоящее время у нас уже есть контейнеровозы необходимой вместимости и типов двигателей, чтобы осуществлять операции на этих трейдах».
Разработка новой схемы работы линий в Атлантике еще не окончена. Она станет известна, вероятно, через пару недель. У СМА CGM уже есть сервис на направлении Северная Европа-Мексиканский залив. В этом плане ничего не изменится, но французская линия намерена объединить усилия с China Shipping и UASC на маршрутах, связывающих Европу с Восточным побережьем США.
В отличие от РЗ, новый альянс будет осуществлять операции не из единого центра: каждый из участников будет управлять перевозками из Марселя, Дубая и Шанхая соответственно.
По материалам зарубежной печати Марк ШЕВЧЕНКО
Источник: Порты Украины. – 2014. – № 10. – С. 38 – 40.